Brand Finance – мировая консалтинговая компания, которая каждый год оценивает стоимость брендов в разных странах. В августе 2018 года пришла очередь самых дорогих брендов России. На сайте компании был выложен пресс-релиз, где все желающие могут посмотреть, на чем нынче принято хорошо зарабатывать в стране.
Brand Finance – один из пионеров в деле оценки брендинга. Изобретенный в компании метод эвалюации брендов вошел в мировой стандарт как ISO 10668. Опирается компания, в том числе, на следующие показатели:
- доход бренда (в том числе и прогнозируемый);
- ценность бренда;
- силу бренда (сюда, помимо капитала и прибыли, входит и такое понятие, как «эмоциональная связь с брендом» - насколько хорошо бренд знаком и любим клиентами);
- доход бренда, в том числе и прогнозируемый.
Рейтинг бренда – это сила бренда, выраженная в буквенном формате. Самое высокое значение – ААА+; самое низкое – D.
10. Пятерочка
Ценность бренда: 91 212 млрд. руб.
Рейтинг: А+
За прошедший год «Пятерочка» показала отличный результат – ценность бренда увеличилась почти на треть (на 27%). Недавно число магазинов этой продовольственной сети достигло двенадцати тысяч. А компания X5 Retail Group, которой собственно говоря и принадлежит «Пятерочка», похвасталась возросшей на 19% прибылью.
9. Татнефть
Ценность бренда: 97 303 млрд. руб.
Рейтинг: АА-
Нефтегазовые бренды в России по-прежнему удерживают первенство по общей ценности. И если посчитать суммарную ценность всех брендов в стране, на долю нефти и газа приходится чуть более трети (32%). Однако, хотя в первой десятке самых ценных брендов в Российской Федерации находятся четыре нефтегазовых компании, результаты нынешнего года для них оказались разными. Больше всех пострадала компания «Сургутнефтегаз» - она свалилась с шестого на четырнадцатое место и выбыла из десятки. Но свято место пусто не бывает, поэтому в топ-10 брендов немедленно оказалась «Татнефть». Эта компания в первый раз вошла в десятку – стоимость бренда выросла на 9% за 2017-2018 гг.
8. МТС
Ценность бренда: 114 532 млрд. руб.
Рейтинг: ААА-.
Похоже, в соперничестве между четырьмя крупнейшими операторами сетевой связи определился победитель – и это МТС. За прошлый период компания продемонстрировала впечатляющий результат – рост в 23%.
Интересно, как скажется на ценности бренда недавно возбужденное Федеральной антимонопольной службой дело по поводу неоправданно высоких цен на смс-рассылку банков.
7. ВТБ
Ценность бренда: 117 556 млрд. руб.
Рейтинг: ААА-.
Хотя банковский сектор занимает 24.7% от общей ценности российских брендов, в топ-10 самых дорогих брендов России 2018 года представлено всего два банка. На седьмом месте расположился ВТБ. Как видим, частично наложенные на него санкции со стороны США никакого действия не оказали.
6. Магнит
Ценность бренда: 145 182 млрд. руб.
Рейтинг: ААА-.
Еще одна продовольственная сеть, широко представленная на всей территории Российской Федерации. «Магнит» продолжает расти – за прошлый год число магазинов увеличилось на 12%, ценность акций все повышается, в общем, картина достаточно безоблачная. Почти треть акций компании в начале этого года купил банк ВТБ. Время покажет, как это отразится на будущем сети.
5. РЖД
Ценность бренда: 158 975 млрд. руб.
Рейтинг: А+.
Реформы РЖД, начавшиеся в 2016 г., принесли свои плоды. За истекший отчетный период ценность бренда выросла на 35%.
4. Роснефть
Ценность бренда: 203 869 млрд. руб.
Рейтинг: АА+.
«Роснефть» уверенно продвигается вперед в списке самых дорогостоящих российских торговых марок. За истекший год ценность его возросла на 13%. Как утверждают бизнес-аналитики, это не предел, ведь нефть все дорожает. Кроме того, на цену акций повлиял и тот факт, что совет директоров «Роснефти» решил выкупать обратно свои акции. Сеть АЗС Роснефти возглавляет рейтинг качества бензина.
3. Лукойл
Ценность бренда: 281 063 млрд. руб.
Рейтинг: АА+.
Хотя «Лукойл» входит в первую тройку самых прибыльных брендов России, ему, можно сказать, не повезло. За прошедший год ценность бренда уменьшилась. Правда, всего на 1%, но лиха беда начало. Возможно, сыграл свою роль скандал с загрязнением природного парка Югры прорывом незаконно построенного «Лукойлом» трубопровода.
2. Газпром
Ценность бренда: 320 844 млрд. руб.
Рейтинг: АА.
Результаты года нынешнего никак не повлияли на позиции бренда «Газпрома» в списке Brand Finance. Он как был вторым, так и остался, даже несмотря на рост ценности в 5%. Возможно, немного оживит ситуацию недавно открытая «Газпромом» электронная площадка для торговли газом в Европе.
1. Сбербанк – самый дорогой российский бренд
Ценность бренда: 670 405 млрд. руб.
Рейтинг: ААА+.
Удивительно, но на первом месте отнюдь не нефтегазовая компания и не продуктовая сеть, а самый надежный банк по данным ЦБ. Хорошо быть финансовой организацией с государственным участием. Только «Сбербанк» да Промышленный и коммерческий банк Китая (ICBC) удостоились высочайшего рейтинга среди всех банков мира. Ценность известного всем россиянам «зеленого банка» вдвое превышает ценность компании, оказавшейся на втором месте рейтинга.
Как отмечает генеральный директор Brand Finance, в этом году показатели «Сбербанка» как по стоимости бренда, так и по его силе были просто выдающимися.