Возникшая совсем недавно на стыке самых разных дисциплин профессия художника по созданию и обработке изображений по праву претендует на звание самого высокотехнологичного искусства сегодняшнего дня.
Фотохудожник? Не совсем! Видеооператор? Не совсем! Художник по спецэффектам? Тоже не совсем! IT-специалист? Только в некотором смысле!
О возникновении, сегодняшнем дне и завтрашних перспективах этой профессии BASETOP (В.) беседует с одним из ее первооткрывателей, Андреем Денисюком (А.Д.), бессменным поставщиком контента для ведущих стоковых агентств и мировых СМИ, а также презентационных материалов для производителей видеотехники высокого разрешения и туристических агентств.
В. Добрый день, расскажите, пожалуйста, в чем сходство новой профессии с ее «прародителями», вынесенными в подзаголовок, а в чем она принципиально от них отличается.
А.Д. Здравствуйте. С IT-специалистами нас объединяет умение находить и использовать самые разнообразные технические и программные средства для достижения поставленных задач, однако, в отличие от них, мы все же художники, а не инженеры. Подобно художникам по спецэффектам мы, с помощью вышеупомянутых методов, создаем новую художественную реальность, однако в основе ее лежат не методы компьютерного моделирования, а «живая» натурная художественная съемка. В случае статических изображений нас можно перепутать с фотографами.
Когда мы делаем работы на основе видео, нас ошибочно причисляют к видеографам. К видеоконтенту могут быть применены методы обработки фотографий. Качество фотографий может быть улучшено, использованием нескольких кадров (т.е. видео). Расширенные методы обработки, могут быть применены, к любому типу изображений, фотографии, видео, к рисунку художника или CGI (Computer Generated Imagery).
В. Звучит довольно интригующе, но зачем все это нужно?
А.Д. Как обычно, причин много, и все они разные. С одной стороны, искусство само по себе не стоит на месте, а движется и трансформируется вместе с техническим прогрессом. С другой, у рекламного и новостного бизнеса возникла потребность в более ярких, захватывающих и удерживающих внимание изображениях. С третьей, производители устройств отображения информации создали принципиально новую технику, требующую нового контента. А с четвертой, зрителю надоел устаревший и однообразный фото-видеоряд, которым его «пичкали» с начала 2000х, а расширенный инструментарий позволил шире реализовывать задумки автора и создавать на основе обычных изображений художественные работы.
В. Давайте по порядку. Поскольку Вы одним из первых пришли в эту профессию, расскажите, как и почему это получилось лично у Вас.
А.Д. К ней меня привело увлечение созданием визуальных образов помноженное на любовь к науке и технике. Я учился в прекрасной киевской физико-математической школе, предлагавшей широкий спектр дополнительных занятий. Так я увлекся фотографий, и во мне рядом начали сосуществовать стремление к художественному отображению реальности и страсть к познанию.
Учебу я продолжил на Физическом факультете МГУ на кафедре атомной физики, физики плазмы и микроэлектроники. Согласитесь, довольно странная «смесь», которая, тем не менее, определила мою жизнь. С одной стороны, она сформировала мое естественнонаучное отношение к миру, позднее примененное к исследованию движения и цвета. С другой, дала инженерные знания, позволившие совершенствовать устройства съемки. С третьей, знание основ информатики и вычислительной техники, позволило расширено работать как с программами для обработки фото и видеоизображений, так и, в случае необходимости, писать собственное программное обеспечение, когда возможностей стандартных становилось недостаточно.
В фотографию я вернулся с появлением первых цифровых камер. Тогда, еще в качестве любителя, я занялся концертно-театральной съемкой. В то время бытовало мнение, что цифровые камеры никогда не смогут обеспечить качество изображения, сопоставимое с пленочными. Однако после исследования технических возможностей камер (физических экспериментов, установивших зависимость качества изображения от настроек камеры – привет, Физфак), я смог найти оптимальные режимы съемки, а нестандартные методы обработки изображений позволили довести качество концертной съемки цифровыми камерами первого поколения до уровня студийного портрета.
В. Безусловно, это был серьезный прорыв, но все же в фотографии. При чем тут новая профессия?
А.Д. Это были корни новой профессии – сочетание нестандартных режимов съемки с инновационными методами обработки. Некоторое время спустя меня захватила туристическая съемка. Путешествуя по удаленным диким островам Таиланда, я делал фотографии и короткие видео, однако результаты съемок даже уже сравнительно неплохими камерами того времени давали лишь отдаленное и тусклое представление об истинном буйстве красок тропической природы.
В очень популярной тогда книге Дэна Маргулиса «Photoshop LAB Color: Загадка каньона и другие приключения в наиболее ярком цветовом пространстве» эта проблема была решена с помощью нестандартных методов обработки в цветовом пространстве LAB, однако только для статических изображений. Мне удалось разработать и применить на практике методику адаптации идей Маргулиса к видео контенту. В результате техническое качество и визуальная привлекательность тропических пейзажных съемок значительно превзошли массовый контент того времени, так что работы внезапно стали востребованы покупателями со всего мира. К примеру, десятисекундное видео с тайского острова Ко Куд, было продано десятки тысяч раз и принесло мне помимо всемирного признания значительный коммерческий успех.
В то же самое время я первым применил интенсивную цветовую обработку к стоковым изображениям и тем самым задал новую тенденцию в их развитии. Ведущая мировая платформа iStockPhoto назвала меня выдающимся видеографом с формулировкой «просто завораживающее исследование цвета» (study of color is simply mesmerizing). Мои три страсти: наука, технологии и искусство превратились в новую профессию художника по созданию и обработке изображений. И не только для меня – вскоре вся наша индустрия пошла тем же путем.
В. Вы хотите сказать, что все остальные начали копировать разработанные Вами методы?
А.Д. Конечно нет! Разве можно сказать, что все художники «украли» у какого-то одного приемы смешения красок? Или, может быть, был какой-то «первый импрессионист», а все остальные его «копировали»? Просто прогресс привел фото и видеохудожников всего мира к новым изобразительным средствам, а я, и это приятно сознавать, оказался, возможно, первым, кто почувствовал и претворил в жизнь это веяние времени. Конечно, не обошлось и без курьезов. В какой-то момент я заметил, что на стоковых платформах изображения Бангкока встречаются в 3-5 раз чаще, чем изображения Нью-Йорка, и раз в 10 чаще, чем изображения Лондона и Парижа вместе взятые.
Как выяснилось, я так много снимал в Таиланде, что, видя мои работы, тайские художники «потянулись» на мировые площадки, сделав Бангкок абсолютном лидером по количеству стоковых изображений. Собственно, они мне сами это с радостью впоследствии рассказывали, случайно встречая на улицах и в магазинах фотовидеотехники Таиланда, а также на конференциях типа Blackmagic Design. Ну что же, пусть это будет моим скромным вкладом в расширение географии стоковых авторов.
В. Хорошо, а как дальше развивалась эта профессия, к чему она пришла сегодня, и почему ее можно считать самым высокотехнологичным искусством сегодняшнего дня?
А.Д. Развитие нашей профессии в настоящее время неразрывно связано с революционным техническим прорывом – созданием видеотехники, в первую очередь телевизоров, в стандарте 8К, расширенным цветовым пространством Rec.2020. Продолжая заниматься исследованием методов съемки и обработки изображений и путешествуя по Таиланду, я забрел в Исторический Парк Таиланда Аюттхая. Древние храмы настолько поразили меня своей красотой, что я захотел показать их людям всего мира. И мне пришла в голову фантастическая идея - сделать презентационный материал для только что созданных в то время 8К-телевизоров.
Во-первых, это давало возможность демонстрировать изображения тайских храмов в магазинах электроники по всему миру. А во-вторых, это был очень амбициозный вызов самому себе - и технический, и творческий. Необходимо было создать настолько технически и визуально безупречную работу, чтобы кто-либо из мировых производителей доверил ей успех своих продаж. Я сразу обратил взор на технологию Time Lapse, которая позволяет показать скоротечность времени. Однако видеоматериалы, снятые статической камерой, не настолько привлекательны, как требовалось для решения поставленной задачи.
Технология Hyper Lapse позволяла более креативно показать объект съемки, погрузить зрителя в происходящее, но ей неизбежно сопутствует тряска изображения, не позволяющая создать изображение презентационного качества, особенно с разрешением 8K. Изучив природу проблемы, на основе обычной имеющейся в розничной продаже системы Control Motion я, после нескольких месяцев доработок и экспериментов, смог добиться качества съемки, необходимого для работ с гигантским разрешением 8К. Применение различных методов цифровой стабилизации изображений, позволило сделать движение камеры идеально сглаженным. Так возникла технология, которую я называю Smooth Hyper Lapse.
Была еще одна проблема. Новый стандарт предполагал использование нового расширенного цветового пространства Rec.2020, но в то время большинство программ обработки не могло работать с такими видеоматериалами ни по разрешению, ни по цветовому охвату. Таким образом для решения задачи мне пришлось разработать и использовать собственные авторские методы цветокоррекции. В итоге умение проводить эксперименты и знания в области информатики и программного обеспечения дали возможность создать устройства съемки и методы обработки, которые привели к успеху в создании презентационных изображений, полностью соответствующих новейшему стандарту 8K Super Ultra HD Rec.2020. Эти работы были использованы как на презентациях новых моделей телевизоров, так и для демонстрации качества изображения в магазинах электроники по всему миру.
Сегодняшний день нашей профессии – это, без всякого сомнения, создание изображений для устройств с разрешением 8К – самых-самых высокотехнологичных устройств в мире для демонстрации изображений, существующих на сегодняшний день.
В. Как Вы видите будущее профессии вообще и свое место в ней в частности?
А.Д. Технология телевидения высокого разрешения уже стала реальностью - японская вещательная компания NHK уже запустила постоянное вещание в новом формате 8К. 8К - это следующий шаг в развитии технологий не только телевидения, но и киноиндустрии. Все это дает уверенность в том, что востребованность нашей профессии будет в самое ближайшее время не просто расти, а расти экспоненциально.
С другой стороны, недавно на выставках были представлены видеостены производства LG, Samsung и Sony, что говорит о новой тенденции в использовании наших работ - создание с их помощью нового типа высокотехнологичных элементов интерьера для офисов компаний, торговых и презентационных залов, а также электронных рекламных щитов, для которых необходимо создание визуального контента на основе абсолютно новых технических стандартов. Это еще одно большое направление работы для художников по специальным методам создания и обработки изображений.
Если же говорить о моем творчестве, то мне интересно новое направление - видеоинсталляции, созданные в современном формате высокого разрешения и с расширенным цветовым диапазоном. Новые технические достижения в сфере визуализации информации открывают новые возможности для восприятия визуальных материалов зрителем и в ближайшем будущем породят новый вид искусства. Уже сейчас, Лондонская галерея модернистского и современного искусства Тейт имеет более 50 различных видеоэкспозиций-экранов, а в США с огромным успехом проходит выставка «Погрузитесь в Ван-Гога» (Immersive Van Gogh).
А еще, во время путешествия по США, я был поражен красотой Национальных Парков и бережным и даже трепетным отношением к ним американцев. И, как несколько лет назад было с тайскими храмами, я очень хотел бы новыми высокотехнологичными способами донести мое видение этой красоты до всего человечества.