Разница между лучшими и худшими истребителями может быть не слишком велика. Благодаря развитию военных технологий машины, которые сейчас считаются элитными, через несколько лет могут получить прозвище «летающий гроб».
Истребители являются национальными стратегическими активами, и должны быть оценены как таковые. Вот несколько критериев их оценки: в состоянии ли самолет выполнить тактическую задачу для которой был создан? Эффективен ли он по сравнению со своими современниками? Не является ли он более опасным для своего пилота, чем вражеские истребители?
Представляем вам топ-5 худших американских истребителей по версии издания The National Interest, посвященного внешней политике США.
5. Bell P-59 Airacomet
Был первой попыткой американцев создать реактивный истребитель. В ходе соревнований с участием тяжелого истребителя Lockheed P-38 Lightnings, истребителя-бомбардировщика Republic P-47 Thunderbolt и трофейного японского Mitsubishi Zero, выяснилось, что у Р-59 нет никаких преимуществ по сравнению с обычными истребителями с поршневыми двигателями того времени. А в некоторых случаях машины с поршневыми двигателями даже превзошли реактивного «коллегу».
В конечном счете, Р-59 превратили в тестовый самолет, на котором пилоты знакомились с особенностями реактивной техники.
4. Vought F7U Cutlass
Реактивный самолет палубной авиации США времен «холодной войны» и первый «бесхвостый» американский истребитель. Не только дизайн Vought F7U Cutlass сделал эту машину незабываемой, но и внушительный список погибших пилотов. Из-за ошибок в проектировании, слабой мощности и надежности двигателей, и других просчетов в создании самолета около 25% построенных машин разбилось в авариях, отправив на тот свет 4 летчиков-испытателей и 21 пилота из состава морской авиации.
Контр-адмирал ВМС США в отставке Эдвард Льюис из пилотажной группы «Голубые ангелы» в интервью Air & Space Smithsonian Magazine заявил, что подал в отставку на месте, когда ему сказали, что для его группы будут закупать Cutlass. Благодаря всем этим «заслугам» Vought F7U Cutlass и получил четвертое место в списке наихудших истребителей за всю историю американской авиации
3. Grumman F-11 Tiger
Фирма Grumman славится созданием боевых самолетов, являющихся гордостью ВМФ США. А F-11 Tiger знаменит другим. Он является одним из немногих самолетов в истории, которым удалось сбить себя без посторонней помощи. Во время испытательного полета, летчик-испытатель Томас Эттридж выпустил около 70 снарядов из четырех 20-мм орудий на высоте 4 км, а затем включил форсаж и догнал их на высоте 2 км. Ненамеренно, разумеется, а из-за увеличения угла снижения и скорости. Хорошо еще, что снаряды были учебными, и пилот смог посадить машину недалеко от взлетно-посадочной полосы.
Срок жизни «Тигра» оказался недолгим, спустя 13 лет после создания он был отправлен в отставку.
2. Convair F-102 Delta Dagger
Высокоскоростной перехватчик Convair F-102 Delta Dagger был разработан, чтобы на большой высоте уничтожать советские бомбардировщики.
Для уменьшения сопротивления дизайнеры модернизировали конструкцию истребителя, в итоге их творение получилось по форме похожим на бутылку от кока-колы. Convair F-102 Delta Dagger был первым действующим сверхзвуковым перехватчиком ВВС США с дельтовидной формой крыла.
Хотя скорость F-102 в конечном итоге превзошла скорость Mach 1.22, самолет не оправдал высоких ожиданий разработчиков.
1. F-35 Joint Strike Fighter
Первое место в рейтинге самых худших истребителей ВВС США досталось наглядной иллюстрации того, что бывает, когда амбиции превалируют над возможностями. Крылатая машина должна была поступить на вооружение ВВС США, флота и авиации морской пехоты, при этом все три варианта имели бы минимум различий. К 2014 году на программу F-35 было потрачено 163 млрд долларов и она на 7 лет отстает от графика. А глава независимой аналитической компании Air Power Australia Карло Копп заявил, что в сравнении с российским ЗРК С-400 «Триумф» F-35 не является серьезным конкурентом и станет легкой добычей для российских средств ПВО.