Уже третий год подряд русский Forbes публикует список иностранных агентов – торговых и промышленных компаний, которые более чем наполовину принадлежат иностранцам и делают бизнес на русских просторах. И, надо сказать, дела у них идут неплохо – по итогам 2016 года совокупная выручка «иностранного легиона» повысилась на 9%. Впереди с внушительным отрывом идут немецкие компании (все вместе они заработали 1,2 трлн. рублей в 2016 году), их догоняют французы (936 млрд. рублей.), которым в спину дышат американцы (884 млрд. рублей).
Всего в рейтинг крупнейших зарубежных компаний в России в 2017 году вошло 50 «иностранцев». При составлении рейтинга эксперты Forbes учитывали данные всех российских активов каждой компании. А вот какие зарубежные бренды обогнали по выручке своих конкурентов.
10. PepsiCo
Связи России с напитком «Пепси» давние и прочные. Его ценил Хрущев, а в 1974 году в СССР даже открылся завод по его производству. Но не «Пепси» единой богатеет PepsiCo, ведь кроме других газированных напитков, одна из самых инновационных компаний мира производит соки («Фруктовый сад» - тоже их марка), а также молочную продукцию под брендами «Домик в деревне». В 2016 году компания заработала в России 177 млрд. рублей.
9. British American Tobacco
Производитель, известный россиянам по сигаретам «Ява Золотая», а также по маркам Dunhill, Vogue, Lucky Strike и др., в 2016 году выручил 182 млрд. рублей. Это одна из крупнейших табачных компаний в мире (а после того как выкупит Reynolds American, станет, возможно, и первой). Но доля продаж в России в ее доходах сравнительно невелика – 14%.
8. Leroy Merlin
Планы у французской компании наполеоновские – в ближайшую пятилетку более чем удвоить число своих супермаркетов в России. Сейчас их 60, а планируется 140. А пока что в прошлом году россияне оставили в Leroy Merlin 188 млрд. рублей.
7. Volkswagen Group Rus
В 2016 году выручка одной из самых популярных в России автомобильных компаний составила 191 млрд. рублей. Принадлежащие ей заводы в Калуге и Нижнем Новгороде продолжают работать и выпускать автомобили и комплектующие. Мало того, в планах у немецкой компании возродить бренд «Москвич», сделав его бюджетной машиной для жителей стран Восточной Европы и СНГ.
6. IKEA
Шведская мебельная компания, названия товаров которой отличаются зубодробительной креативностью, заработала в прошлом году в России 198 млрд. рублей. И даже арест счетов «Икеи» в декабре прошлого года по требованию бизнесмена К. Пономарева не был помехой ее триумфальному шествию по постсоветскому пространству.
Возможно, в будущем покупателям товаров IKEA не придется ковыряться с отверткой, пытаясь сообразить, как вот эта деталь подходит вот к этой доске. Компания выкупила стартап, позволяющий быстро и без усилий находить специалистов по сборке мебели.
5. Philip Morris International
Несмотря на грозные предупреждения Минздрава и отталкивающие картинки на сигаретных пачках, россияне продолжают активно курить. В том числе и производимые швейцарской компанией Philip Morris сигаретные бренды – это Parliament, Marlboro, Chesterfield, L&M, а также «Союз Аполлон» и многие другие. Всего за прошлый год табачная компания выручила в России 269 млрд. рублей, что позволило ей попасть в топ-5 самых крупных иностранных компаний в РФ. При этом компания заботится о здоровье россиян – новые сигареты, последняя разработка компании, поступили в продажу в России раньше, чем, к примеру, в Англии. Как утверждает производитель, в дыме этих новых сигарет при том же содержании никотина на 90% меньше вредных веществ.
4. Japan Tobacco International
Рядовому потребителю табачного зелья JT International (ДЖ.Т.И) известна в первую очередь по брендам Glamour, Sobranie, LD. В прошлом году японцы заработали в России 276 млрд. руб.
Любопытно, что доля выручки от продажи табака, сигарет и прочих взаимосвязанных изделий в Российской Федерации составляет весьма значительную долю от годовых доходов ДЖ.Т.И – целых 27%. Это самый высокий показатель в рейтинге.
3. Toyota Motor
Как национальная любовь к быстрой езде, так и доверие к настоящему японскому качеству – два кита, на которых базируется популярность Toyota в России. В прошлом году, невзирая на всевозможные кризисы, японская автостроительная компания продала в России автомобилей на 278 млрд. рублей. И даже на автомобильном заводе компании в Санкт-Петербурге, где в 2015 году произошли большие сокращения, вновь забурлила жизнь. Теперь он продает свою продукцию по японским «лекалам» в соседние Белоруссию и Казахстан.
2. Metro Group
Хотя в 2017 году Metro (супермаркеты) и Media Markt (техника, электроника) решено было разделить по департаментам. Однако в 2016 году они еще были единым целым, и именно как единое целое учитываются в рейтинге самых крупных зарубежных компаний в России. По совокупности в прошлом году немецкая компания заработала в России 310 млрд. рублей. Войдет ли она после разделения в топ-10 в году нынешнем? Время покажет.
1. Auchan, Атак
Думал ли глава семьи Мюлье, открывая первый гипермаркет «Ашан» в Российской Федерации, что дела у него пойдут так успешно? За 2016 год оба бренда – и «Ашан», и «Атак» (это тот же «Ашан», только размером поменьше, так называемой «шаговой доступности») вместе заработали своим владельцам 404 млрд. рублей, со значительным отрывом опередив второе место и став лидерами в топ-10 самых больших иностранных компаний в России 2017 года.
И даже торговые войны, подспудно ведущиеся под прилавками, отголоски которых время от времени долетают до читателей в виде новостей: «Ирина Яровая требует проверить «Ашан» или «В «Ашане» в свином фарше нашли ДНК лошади» этому не помеха.