Первая общественная железная дорога была открыта два века тому назад, в Англии. В 21 веке железных дорог нет лишь в пятой части всех стран мира. Иногда подобный вид транспорта не нужен ввиду маленьких размеров страны, как в Сан-Марино и Сент-Люсии. Кое-где строительству дорог мешает малая инфраструктурная и экономическая развитость государства, как в ряде стран Африки.
Но для большей части людей поезд давно стал приоритетным способом перемещения: такая поездка часто обходится дешевле, нежели на самолете, и протекает комфортнее, чем на автомобиле или автобусе. А еще, выбрав этот вид транспорта, вы сможете побывать на железнодорожных станциях, которые иногда не уступают в красоте и изяществе соборам и дворцам.
Читайте также: Самые красивые метрополитены мира.
15 самых роскошных железнодорожных вокзалов в мире
Вокзал Чхатрапати Шиваджи, Мумбаи, Индия
Этот объект 1887 года, охраняемый ЮНЕСКО, сочетает в себе архитектурные особенности эпохи Возрождения в Италии и могольской эры. На момент открытия вокзал назывался Виктория-Терминус – в честь британской королевы Виктории, которой в то время как раз исполнялось 50 лет. Несколько лет вокзал достраивали, причем новые части здания проектировали таким образом, чтобы те не отличались от оригинального дизайна станции.
Центральный вокзал Нью-Йорка, США
Это, пожалуй, наиболее впечатляющий вокзал в США. Зал ожидания с роскошными окнами и колоннами будто перенесен из старого сводчатого храма, а фасад здания украшен сложной скульптурной композицией, изображающей Геракла, Минерву иМеркурия. Неудивительно, что Гранд Централ Стейшн - шестая по посещаемости достопримечательность в мире: ежегодно здесь прогуливается по 26 миллионов человек.
Вокзал Льеж-Гийемен, Льеж, Бельгия
Большинство восхитительных вокзалов возвели в Викторианскую и Эдвардианскую эпоху – с середины 19 и до начала 20 века. Но некоторые современные железнодорожные станции могут спокойно дать фору старинным постройкам. К их числу относится Центральный железнодорожный вокзал Льежа, который открылся менее 10 лет назад.
Здание с 32-метровой монументальной аркой из стали, стекла и белого бетона считается одним из важнейших транспортных узлов в стране.
Вокзал Сент-Панкрас, Лондон, Великобритания
Часто называемая «железнодорожным собором», эта станция с полуторавековой историей в свое время могла похвастаться самой большой в мире однопролетной крышей. В 60-х годах 20-го века вокзал решили закрыть по причине его бесполезности – спасли дивное строение отчаянные поклонники старинной архитектуры, в числе которых и знаменитый поэт Джон Бетжемен.
Здание вокзала в Данидине, Новая Зеландия
В новозеландском Данидине живет всего 120 тысяч человек, а вот туристов сюда приезжает вдвое больше – людей привлекают самая крутая улица в мире, два древних собора и вокзал, построенный в стиле фламандского ренессанса и прозванный за праздничные цвета «Пряничным Джорджем» (в честь архитектора, Джорджа Трупа). На верхнем этаже старого здания уместились Новозеландский спортивный зал славы и Художественная галерея Отаго.
Центральный ж/д вокзал Антверпена, Бельгия
Антверпен-Центрааль работает с 1905 года: постройка в мрачном сером камне и дивном мраморе двадцати сортов, с мощным стеклянным куполом и гигантскими часами решена в самых разных архитектурных стилях - выделить главный слишком трудно. В 2014 году британско-американский журнал Mashable поставил Антверпен-Центрааль на первое место в списке самых впечатляющих железнодорожных вокзалов мира.
Центральный ж/д вокзал Милана, Италия
Король Италии заложил первый камень на месте будущего вокзала еще в 1906 году, хотя над проектом вокзала стали работать только шесть лет спустя. Во времена Первой мировой войны страна переживала серьезный экономический кризис, и строительство станции протекало крайне медленно, но зато первоначально простенький проект вокзала усложнялся с каждым годом.
Позже Бенито Муссолини приказал усовершенствовать здание, разглядев в нем символ безграничной мощи фашистской партии. В конце концов, получилось необычное строение, сочетающее целый набор архитектурных черт и стилей и представляющее большой интерес для абсолютно всех туристов.
Вокзал Сиркеджи, Стамбул, Турция
Построенный почти 130 лет назад, этот красивый вокзал причисляют к наиболее ярким образцам европейского ориентализма: роскошные круглые витражные окна, очаровательный фасад из серого камня и резные башенки вдохновили не одного архитектора на создание подобных шедевров.
Именно на этом вокзале заканчивал свой долгий путь легендарный Восточный экспресс, следующий из столицы Франции через европейские страны. Прибывшие в Константинополь могли оценить более чем современные для тех лет удобства – встроенное газовое освещение и отопление с помощью австрийских печей.
Вокзал Хайдарпаша, Стамбул, Турция
Говоря о Стамбуле, стоит упомянуть еще один роскошный вокзал – Хайдарпаша. Возведение здания в неоклассическом стиле было чрезвычайно непростым: фундамент объекта закладывали на деревянных сваях, вбитых в мягкую береговую линию, отвоеванную у моря. Ходят слухи, что турецкое правительство планирует продать старую станцию вместе с портом ипревратить ее в роскошный курорт.
Железнодорожная станция Мапуту, Мозамбик
Этот вокзал, по мнению издания Newsweek, входит в десятку красивейших ж/д станций мира. Уютное бело-зеленое здание с рядом величественных викторианских арок и колонн - дитя Гюстава Эйфеля, гения, создавшего несколькими годами ранее знаменитую Эйфелеву башню. Сегодня станция в Мапуту – это не только железнодорожное депо, но и культурное пространство, где проводятся концерты и показы мод.
Вокзал Аточа, Мадрид, Испания
В 1892 году под чутким руководством архитектора Альберто Паласио и того же Густава Эйфеля был построен крупнейший ж/д вокзал в Мадриде – Аточа. Оригинальное здание с массивными деталями из кованого железа было названо в честь близлежащего монастыря Богоматери Аточи. В центре сегодняшней станции раскинулся зимний сад с раскидистыми пальмами, тропическими растениями и водоемом, где обитают черепахи.
Железнодорожный вокзал Куала-Лумпура, Малайзия
Элегантная постройка 1910 года включила в себя огромное число архитектурных элементов, присущих восточным и западным традициям, за что этот вокзал в различных источниках именуют нео-мавританским, могольским или индо-сарацинским.
Вокзал Хельсинки-Центральный, Финляндия
Это узнаваемое финское здание сегодня считается достопримечательностью покруче Сенатской площади или крепости Свеаборг. Изначально вокзал должен был стать «очень скандинавским» - в национальном романтическом стиле, но местныежители потребовали создать нечто посовременнее. Архитектор Элиэль Сааринен послушно переделал план, и уже в 1919 году жители Хельсинки смогли оценить его архитектурное творение.
Интересно, что на станции имеется приватный зал ожидания, предназначенный исключительно для президента Финляндии и официальных гостей. Эту комнату первоначально создавали для частного использования императором России, но Первая мировая война задержала торжественное открытие станции, а там, как мы знаем, и императора не стало.
Северный вокзал, Париж, Франция
Возведенный в эклектическом стиле боз-ар, продолжающем чудесные традиции итальянского ренессанса и французского барокко, Северный вокзал в Париже затмевает своей красотой не одну достопримечательность столицы. Фасад здания украшен статуями, олицетворяющими главные города Европы, а, благодаря высоким арочным окнам, в солнечные дни зал наполняется мягким золотым светом. Опорные столбы внутри станции сделаны на металлургическом заводе в Глазго – во всей Европе только в Шотландии нашелся литейный цех, где можно было выполнить подобные глобальные задачи.
Вокзал Сан-Бенту, Порту, Португалия
Ж/д станция в португальском городе, построенная на месте старого монастыря, весьма напоминает музей. И приходят сюда, чтобы полюбоваться сказочными панно на стенах, первые из которых созданы аж в 1905 году.
Эти сине-белые картины из 20 тысяч маленьких плиток проведут заинтересовавшегося туриста сквозь непростую, но интересную историю Португалии – здесь и битва при Валдевеше в 12 веке, в которой император Леона Альфонсо VII мужественно сражался с собственным братом, Афонсу I Великим, первым королем Португалии; здесь и свадьба очередного португальского короля Жуана I в 14 веке, и кровопролитная битва при Сеуте в 1415 году, положившая начало эпохе европейской экспансии.