Век за веком, тысячелетие за тысячелетием одно в этом мире остается неизменным. Желание одних людей разбогатеть за счет других. Меняются лишь способы бесчестного отъема денег, они идут в ногу, а иногда и опережают технический прогресс.
При этом мошенники активно используют и психологические приемы, в чем можно убедиться на примере самых распространенных афер в России, список которых составили блогеры Telegram-канала «Политджойстик».
10. Получите свой выигрыш
Старая, но все еще эффективная схема развода доверчивых людей на деньги. Человеку приходит бумажное или электронное письмо с радостной новостью: он выиграл ценный приз. Нужно всего лишь оплатить его пересылку.
После того, как сумма за доставку будет переведена на указанный счет или номер телефона, обещанного приза «счастливчик» будет ждать всю жизнь.
9. Звонок от директора
Суть данной аферы заключается в том, что вам звонит босс (якобы) и просит очень срочно оплатить какую-либо услугу или перевести часть дневной выручки на электронный кошелек.
Самый простой вопрос пресечь такое мошенничество в самом его начале – спросить «директора», как его зовут.
8. Соцработник спешит на помощь
А это популярное в России мошенничество направлено в первую очередь на пожилых людей, многодетные семьи, словом, тех, кто получает социальную поддержку от государства.
Злоумышленники звонят, представляясь соцработником, и просят сообщить номер карты для перевода какого-либо пособия. Далее – «дело техники», получить ФИО и даже срок действия карты для мошенников не представляет особого труда. Добыв желаемую информацию, они снимают с карты деньги (например, делая покупки на сайтах, не требующих ввода CVV и SecureCode).
7. Друг, дай денег!
Путем взлома аккаунта в ВКонтакте, Одноклассниках, или другой популярной соцсети, а также мессенджерах, таких как Skype, злоумышленники получают доступ к списку друзей своей жертвы.
А дальше начинают рассылать просьбы об оказании финансовой помощи (сумма зависит только от аппетитов мошенников). Многие готовы протянуть руку помощи другу, попавшему в беду, не подозревая, что по ту сторону экрана находится совсем другой человек.
Если вам придет подобное сообщение, перед тем, как перевести деньги, спросите друга о каком-нибудь факте из его или ее биографии, или о том, что знаете только вы и он (или она).
6. Подставные сайты
Такие ресурсы маскируются под настоящие сайты по продаже электронных билетов в кино, авиабилетов, на концерты различных исполнителей и т.д. После покупки билет либо не приходит на почту, либо приходит, но при входе в зал его просканируют и признают поддельным.
Чтобы не стать жертвой подобного распространенного мошенничества покупайте билеты только на сайтах официальных билетных агентств (их названия можно найти на афишах мероприятия), или на сайте организатора мероприятия. Нельзя покупать электронные билеты на досках объявлений и в социальных сетях.
Перед тем, как купить электронный билет, вбейте соответствующий запрос в поисковик, и обратите внимание на сайты, которые находятся чуть ниже рамки «Реклама». Эти сайты являются наиболее популярными и востребованными, а значит и наиболее надежными.
5. Беру не глядя
Еще один популярный в России вид мошенничества, связанный с банковскими картами. Злоумышленники готовы купить товар по цене, предложенной покупателем, и даже без первоначального осмотра. Все, что требуется от продавца – сообщить номер карты, на который будут переведены деньги.
4. Снимаю, порчу
Этот вид аферы рассчитан на суеверных граждан, боящихся порчи и сглаза. Мошенники предлагают им купить чудодейственные амулеты, защищающие от вредоносного воздействия.
Кстати, во время эпидемии Covid-19 одним из ходовых товаров на «Авито» стал оберег от коронавируса, создающий вокруг своего носителя невидимую магическую ауру, которая пагубно воздействует на заразу. А заодно и на финансовое благополучие своего владельца.
3. Компенсируем все!
Суть этой аферы заключается в том, что некий «представитель госорганов» обещает добропорядочному обывателю компенсировать покупку некачественного товара (например, лекарства). Однако для того, чтобы совершить компенсацию, нужно сначала заплатить пошлину.
2. Родственник в беде
Одним из самых распространенных приемов мошенников является игра на родственных чувствах. Представьте, что вам звонит человек «из органов» и сообщает, что сын, дочь или другой родственник попал в ДТП, где есть пострадавший, или совершил другое противоправное деяние. Ему может грозить тюрьма, и нужно срочно «уладить вопрос», естественно, не бесплатно. Как бы вы поступили?
Поразительно, но многие люди, столкнувшиеся с этим способом мошенничества, были в таком шоке, что даже не догадались перезвонить родственнику, чтобы уточнить, действительно ли он попал в беду. На такой эффект и рассчитывают злоумышленники, они подталкивают жертву побыстрее отдать деньги, пока та не опомнилась и не начала мыслить логически.
1. Ваша банковская карта заблокирована, а счет закрыт
Первое место среди самых распространенных методов афер в России занимает схема с применением социальной инженерии. Мошенники используют базы данных, «утекшие» из крупных банков.
- Они звонят жертве, представляясь сотрудником службы безопасности банка (при этом на заднем фоне звучат разговоры, создающие впечатление работы банковского колл-центра) и сообщают, что банковская карта клиента заблокирована.
- Другой вариант – по ней была проведена сомнительная операция.
- Еще один, менее распространенный вариант лжи – сообщение о закрытии банковского счета якобы по заявлению самого пользователя и предложение выбрать, в каком отделении банка это сделать.
Для разблокировки карты или отмены операции злоумышленники предлагают сообщить код, который придет в смс (это даст им доступ к онлайн-банку жертвы) или сообщить полный номер карты, срок ее действия и CVV-код. Иногда предлагают установить приложение, которое якобы защитит смартфон от кражи персональных данных или перевести деньги на «безопасный счет».
Самое простое и лучшее, что можно сделать в подобной ситуации – положить трубку, невзирая на все аргументы «безопасника», и позвонить на горячую линию банка самостоятельно. И выяснить, действительно ли вам звонили из банковского учреждения, или же это были мошенники.