Каждый год на рабочем месте погибает более тысячи жителей Российской Федерации. Росстат обработал полученные данные и нашел интересную закономерность.
Удивительно, но факт: профессии, которые большинство людей считают неразрывно связанными с риском для жизни, например полицейские и врачи, в список не вошли. Как оказалось, повседневные работы, которые могут считаться легкими, на деле очень даже опасны. При этом часто бывает, что такого рода занятия еще и низкооплачиваемые.
Каких профессий стоит избегать рядовым россиянам – читайте в рейтинге самых опасных профессий в России по данным Росстата и аналитической компании Adzuna.
10. Сельскохозяйственные рабочие
Коэффициент смертности (на 100 тыс. чел.): 10,7
Высокий уровень риска для жизни слабо коррелирует с заработной платой: почти все позиции в обзоре не слишком хорошо оплачиваются. Но сильнее всего страдают сельскохозяйственные рабочие – средняя зарплата в этой сфере деятельности редко превышает 35 тысяч рублей.
Сельское хозяйство –механизированное производство с большим количеством тяжелой техники. Зачастую одно неверное движение – и рабочий уже инвалид, если не хуже. Добавлю еще, что более половины тракторов в России не оборудованы защитой от опрокидывания.
Еще вредны для здоровья людей пестициды, которыми каждый год обильно обрабатываются посевы, а также крупные животные и высокая температура, поскольку сельскохозяйственные рабочие вынуждены трудиться даже в самые жаркие дни. И это не только в России – недавняя аномальная жара в Южной Корее вызвала повышенную смертность как раз среди тружеников полей, особенно пожилого возраста.
9. Шахтеры
Коэффициент смертности: 11,8
Шахтеры большую часть времени проводят под землей, где в воздухе присутствуют взвешенные частицы от породы, газы, выхлопы двигателей оборудования, химикаты. Прибавим сюда шум, вибрацию, высокую температуру воздуха, скачки давления и радиационный фон.
Эти факторы могут разниться в зависимости от глубины шахты, состава руды, методов разработки, но в той или иной мере присутствуют всегда. Ну и, конечно, постоянная угроза обвала породы и выбросов газа – все мы не раз читали в новостях об очередной трагедии, закончившейся смертями людей. При всем этом шахтеры зарабатывают не так много – средняя зарплата в области около 60 тысяч рублей.
8. Рабочие древесно-обрабатывающей промышленности
Коэффициент смертности: 13,9
Деревообрабатывающие станки – это оборудование повышенной опасности. Ток высокого напряжения, движущие узлы, которые легко могут затянуть одежду, острые инструменты, которые с легкостью разрежут как дерево, так и человеческую плоть – все это превращает цех по обработке дерева в опасную зону. Добавим сюда еще и пожары – при обработке дерева или его перемещении при помощи транспортеров через в воздух поднимается тонкая древесная пыль, которая легко загорается.
При этом зарплата у операторов на автоматических и полуавтоматических линиях в деревообработке одна из самых низких в рейтинге, наряду с сельхозрабочими: около 40 000 рублей.
7. Литейщики
Коэффициент смертности: 14,1
У литейного дела несколько вредных фактора:
- Высокая запыленность приводит к заболеваниям верхних дыхательных путей.
- Постоянный перегрев ведет к излишней нагрузке на сердечно-сосудистую систему.
- Применение при плавлении магния вызывает яркие вспышки, которые могут привести к слепоте.
- Постоянные шумы вредно влияют не только на уши, но и психику.
- А есть еще и раскаленный металл, который может разливаться, и постоянная опасность получить термический ожог, от которого не защитит даже спецодежда.
Все это превращает литейное производство в одно из самых тяжелых.
Увы, зарплаты у литейщиков не слишком высокие – они хоть и вдвое превышают оклад лесозаготовщиков и сельскохозяйственных работников, но все же не дотягивают даже до уровня водителя грузовика.
6. Моряки
Коэффициент смертности: 16
Опасностей на море подстерегает много – судно может сесть на мель, на нем может возникнуть пожар, корабли могут столкнуться друг с другом, погодные условия могут задать жару, да и работа с техникой, особенно в машинном отделении, чревата травматизмом.
Но при этом труженики моря – первое исключение в списке самых тяжелых (и малооплачиваемых) профессий. Морякам, особенно офицерскому составу судов дальнего плавания, платят неплохо, особенно на фоне остальных профессий. Их зарплаты измеряются не десятками, а сотнями тысяч.
Средняя зарплата моряка – от 320 тысяч рублей, а конкуренция за хорошие кадры жесткая. Как утверждают аналитики Adzuna, самые большие зарплаты характерны для тех областей, где требуются высококвалифицированные кадры, а поставка их на рынок труда не слишком большая. Поэтому даже обычные матросы получают достойную зарплату. К тому же, зарплата моряков регулируется на международном уровне и контролируется международным профсоюзом ITF.
5. Строители
Коэффициент смертности: 16,5
Строители лидируют по печальному числу несчастных случаев на работе – их количество вдвое превышает число смертей на работе шахтеров (116 человек) и сельскохозяйственных рабочих (109 человек) и достигает 190 человек.
И неудивительно – строительный бизнес совмещает в себе пребывание на открытом воздухе в любую погоду, работу на высоте, подвижных конструкциях, обращение с тяжелым оборудованием и электричеством. Часты падения с большой высоты, травмы от сваливающихся сверху предметов, а постоянно висящая на стройплощадке каменная или древесная пыль плохо влияет на дыхательную систему.
4. Лесорубы
Коэффициент смертности: 17,2
В эту категорию входят люди, занятые валкой леса, обрубкой сучьев, водители лесозаготовочного транспорта. Техника тяжелая, медлительная, водитель зачастую просто не в силах среагировать на возникшую для другого человека опасность.
Вносят свою лепту и цепные пилы – судя по статистике, только раз в год происходит около 30 тысяч несчастных случаев с их участием. Лезвие пилы может одинаково эффективно резать как древесину, так и человеческое тело, а порвавшаяся цепь способна слететь и нанести травмы.
Прибавьте к этому падение деревьев и тяжелых сучьев не в ту сторону и поймете почему лесорубы – одна из самых опасных профессий, не только в России, но и в мире.
3. Водители грузового транспорта
Коэффициент смертности: 20,5
Водители грузовиков в целом довольны своей профессиональной жизнью – считают, что она дает им чувство свободы, независимости. Не нравятся им только пробки, частые отъезды от семьи, долгое время ожидания при погрузке и разгрузке и возможные простои.
Хотя по статистике водят водители грузовиков в целом более аккуратно, чем владельцы легковушек (37% случаев вины водителей грузовиков, 68% легковых автомобилей), однако дороги – высокотравматичная, опасная среда. О чем мы склонны забывать, отправляясь по утрам на работу.
2. Рыбаки рыболовецкого судна
Коэффициент смертности: 21,7
Хотя современные траулеры оснащены самым новейшим оборудованием, даже лучшая электроника порой бывает бессильна перед стихией. Например, при волнении моря в 5-6 баллов волны уже высотой под 4 метра; такая волна легко может смыть человека в море. А если шторм еще более сильный, возникает угроза жизни не только для одного человека, но и для всего судна. Даже «просто» падение в море в наших северных широтах чревато мгновенной остановкой сердца – вода-то ледяная. А если человек погружается в такую воду с головой, через несколько минут его уже не спасти.
Добавим сюда еще крупных морских животных, которые могут запутаться в сетях и бешено там биться, а также профессиональную болезнь рыбаков – артрит, которая проявляется из-за мелких травм, работы с тяжелым оборудованием, такелажем, снастями и постоянным переохлаждением.
1. Пилоты
Коэффициент смертности: 26,5
И второе исключение из правила «опасные и малооплачиваемые профессии 2023 года» - пилоты. Квалифицированных, опытных пилотов не так много, и платят им хорошо. Хотя нынешняя ситуация нанесла удар по зарплатам пилотов, она по-прежнему насчитывает сотни тысяч рублей – от 150 тысяч рублей до свыше чем 300 тысяч рублей.
В полете пилоты отвечают не только за свои жизни, но и за жизни пассажиров. А опасностей может быть множество – пожар в салоне, турбулентность, декомпрессия, отказ оборудования, человеческий фактор в виде террористов или угонщиков, ошибки диспетчеров… Лучше, наверное, завершить список – ведь всем нам время от времени приходится летать на самолетах.
Немного утешает только статистика Международной организации гражданской авиации – на миллион вылетов приходится всего одна катастрофа.
Насколько оплата труда коррелирует с его опасностью
К сожалению, работодатели редко доплачивают за опасный труд. Рынок труда – как и любой другой рынок – в основном регулируется спросом и предложением. Самые высокие зарплаты в тех отраслях, где идет жесткая конкуренция за кадры, и работодатели вынуждены предлагать все более высокие зарплаты и выгодные условия труда.
Классический пример – авиакомпании, испытывающие острую нехватку пилотов, особенно опытных, что обусловлено как тем, что российских пилотов успешно переманивают зарубежные авиакомпании, так и значительным ростом авиаперевозок в России. Кстати, именно профессия пилота оказалась самой опасной по итогам прошлого года. Но большинство профессий с высоким травматизмом и смертностью на рабочем месте – строители, шахтеры, лесозаготовщики и др – получают зарплату, мало отличающуюся от средней по стране.
Какие работы с этой точки зрения самые «неблагодарные»
Самыми неблагодарными оказались сельскохозяйственные работы, прежде всего в животноводстве. Сельское хозяйство по данным Росстата остается одной из самых низкооплачиваемых отраслей, что также подтверждается данными Adzuna.ru. Также неблагодарными являются сферы лесозаготовки, деревообрабатывающей промышленности, рыболовства и охоты.
На сколько сильно ли различается оплата труда по опасным профессиям в России и за рубежом?
Если сравнивать оплату труда по опасным профессиям в России и Великобритании, то в большинстве случаев разница будет значительная. Так, средний заработок в сельском хозяйстве в России около 32.5 тыс. рублей в месяц, а в Великобритании немногим более 2100 фунтов (примерно 170 тыс. российских рублей).
Средняя зарплата строителей в России составляет около 42 тыс. рублей в месяц, а в Великобритании – около 250 тыс. рублей (3130 фунтов). А вот пилоты в Британии зарабатывают всего лишь на 35% больше, чем их российские коллеги – 578 тыс. рублей (около 7200 фунтов) против 420 тыс. рублей в месяц.