Велика Россия, но вот о всех народностях, ее населяющих, такого сказать нельзя. Некоторые из этих народностей насчитывают всего несколько сотен, а то и десятков представителей.
Представляем вам топ-10 самых малочисленных народностей России, основанный на данных последней переписи населения. Напомним, что новая перепись будет проведена в 2021 году, и тогда наш рейтинг будет обновлен.
10. Алеуты
Численность – 482 человека
Если брать данные по миру, то алеуты – не самый малочисленный народ. Большая их часть проживает на Аляске, по итогам переписи 2000 года там насчитывалось 10708 алеутов.
Впрочем, американские данные не совсем достоверны, поскольку к алеутам была причислена часть эскимосов-алутиик, и эяков, а также те, кто назвался алеутом ради льгот, которые полагаются коренным жителям Аляски. В России же алеутов гораздо меньше, в 2010 году их насчитывалось 482 человека.
9. Чулымцы
Численность – 355 человек
Один из самых малочисленных народов Российской Федерации и самый малочисленный тюркский народ живет сейчас в двух селах - Пасечное и Чиндат (Красноярский край).
Считается, что предками чулымцев были тюркские переселенцы XII века. Они мирно уживались с местным населением - селькупами и кетами – и постепенно смешивались с ними. Чулымцы не создали письменность, а навыки устной речи в настоящее время практически утрачены. Говорят представители этого народа на русском языке.
8. Ороки (ульта)
Численность – 295 человек
К этому этносу применяли свыше 20 наименований, чем не могут похвалиться другие малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. В 1991 году ороки официально получили сразу 2 наименования – собственно ороки и ульта.
По своему языку и культуре ороки близки к нанайцам, ульчам, орочам и удэгэйцам. Однако в настоящее время большинство ороков говорят на русском, а обучение детей на орокском началось лишь в начале 21-го века.
Хотя в 19-м веке ороки, усилиями священников-миссионеров, приняли христианство, от своих верований они полностью не отказались. Поэтому вера в духов природы и шаманизм у них благополучно уживается с православием.
7. Тазы
Численность – 274 человека
Малочисленная этническая группа, относящаяся к коренным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, говорит на русском языке и исповедует православие.
Появлением своим тазы обязаны китайцам, которые в середине 19-го века активно приезжали на территорию Уссурийского края за женьшенем, а позднее за морепродуктами, пантами и грибами.
Китайцы вступали в брак с женщинами из местного населения - удэгейками и нанайками. Появившихся в результате таких браков метисов называли «да-цзы» (туземцы). Позднее это слово трансформировалось в «тазы».
Несмотря на то, что современные тазы обрусели, они традиционно готовят блюда, являющиеся родными для Северного Китая. Это пампушки (тесто, приготовленное на пару), боудхе (пирожки с мясной начинкой, также приготовленные на пару) и ланцей (еда из мяса и картошки, нарезанной соломкой).
6. Ижорцы
Численность – 266 человек
Первый, но не последний малочисленный народ в нашем списке, проживающий в Ленинградской области. Ижорцы или ижоры, вместе с водью, когда-то составляли основное население Ижорской земли, расположенной по обоим берегам Невы и юго-западному Приладожью.
Кстати, именно староста ижоров по имени Пелгусий (или Пелгуй) в 1240 году предупредил князя Александра Ярославича (будущего Невского), что шведское войско высадилось на берегу Невы. Впоследствии князь поручил Пелгусию и его роду охранять морские границы на важнейшей точке - в устье Невы.
Сейчас те, кто причисляют себя к ижорам, живут не только в России, но и на Украине (по переписи 2001 года) и даже в Эстонии (согласно переписи от 2000 года). А ижорский язык, хотя и находится под угрозой исчезновения, но не утрачен окончательно. Существует даже самоучитель ижорского языка под редакцией В. М. Чернявского. А тем, кто интересуется историей малых народов России, и в частности ижорами, рекомендуем побывать в краеведческом ижорском музее, который находится в деревне Вистино Ленинградской области.
5. Энцы
Численность – 227 человек
Энцы – не самоназвание этой северной народности, а термин, предложенный этнографом Г. Н. Прокофьевым в 30-е годы двадцатого века. Он происходит от слова «эннэчэ», которое буквально означает человек. Самих себя энцы называют эньчо, могади или пэбай.
Есть у энцев любопытная особенность, которая отличает их от других малых и больших народностей России. При рождении ребенок получал не имя, а прозвище, связанное с обстоятельствами рождения или особенностями внешности. При достижении совершеннолетия он или она получал/а имя кого-то из близкой родни.
В быту энцы обращаются друг к другу не по имени, а по прозвищу, причем у одного человека может быть несколько прозвищ. Например, Бякши («без шеи», про человека с короткой шеей) или Тэтако («богатенький»).
4. Сету (сето)
Численность – 214 человек
Ученые так и не пришли к единому мнению о том, как возникла народность сету.
- Одни считают, что она пошла от эстов, которые бежали в Псковскую землю от левонского ига.
- Другие убеждены, что сету возникли от чуди и эстонских переселенцев, принявших православие.
- Третьи полагают, что это остаток автохтонного этноса, который когда-то был таким же самостоятельным, как водь и ижорцы.
Интересен тот факт, что, приняв православие и соблюдая его обряды сету в течение нескольких столетий не создали перевода Библии. Поэтому их русские соседи не считали сету полноценными христианами и даже дали им прозвище «полуверцы».
3. Водь
Численность – 64 человека
В прошлом водь, относящаяся к коренному населению Ленинградской области, была многочисленной народностью. Водские женщины по сведениям этнографов отличались необычайно красивой внешностью и веселым характером.
Однако на численность этой народности сильно повлиял голод, случившийся в 1215 году, и последующая ассимиляция славянским и ижорским населением, которые мигрировали в ареал ее расселения.
Во время Великой Отечественной войны земли, на которых проживала народность водь, были ареной ожесточенных боевых действий, в 1943 году ижорское и водское население, вместе с ингерманландскими финнами, было вывезено в Финляндию. Большая часть эвакуированных впоследствии вернулись в СССР, однако были расселены по разным областям страны, а вернуться в Ленинградскую область им разрешили только в 1956 году.
2. Чамалалы (или чамалинцы)
Численность – 24 человека
Второй самый малочисленный народ в России проживает в Дагестане и Чечне, и относится к субэтносу аварцев. Его самоназвание нама ига переводится как «сухая курага».
Со своими соседями, особенно с аварцами, чамадалы издревле поддерживали тесные связи, сдавая им земли в аренду и обмениваясь продуктами животноводства в обмен на зерно и различные услуги.
Традиционными занятиями чамадалов были и остаются животноводство, садоводство и земледелие. А «фирменное блюдо» - хинкал с мясом и чесноком, но не похожий на грузинские хинкали. Чамадальский хинкал – это кусочки теста, сваренные в мясном бульоне, их подают на стол вместе с бульоном, варёным мясом и соусом.
Говорят, преподают и даже поют чамалалы на аварском языке, однако знают и русский. А вот чамалальский язык превратился в чисто бытовой.
1. Кереки
Численность – 4 человека
Самая малочисленная народность России одновременно является и одной из самых малоизученных. Проживают ее крайне немногочисленные представители в Чукотском автономном округе, в селе Майныпильгыно. Их язык не имел письменности и из него до наших дней дошли 4-5 тысячи слов.
От своих ближайших соседей чукчей кереки отличаются лишь более низким ростом (обычно не превышает 150 сантиметров). Кстати, именно постепенная ассимиляция с чукчами привела в итоге к почти полному исчезновению этой народности.
Ранее поселения кереков располагались от Анадырского залива до Олюторского мыса. Отсюда и их самоназвание анкалаакку («приморские»).
Кереки занимались рыболовством, оленеводством, пушным и зверобойным промыслом. Считается, что именно им принадлежит идея запрягать собак в упряжку попарно или по одной в ряд.