Строительные проекты стоят дорого, а самые амбициозные проекты могут обойтись в миллиарды рублей или даже долларов. Эксперты английской строительно-инженерной компании MTX Contracts и компании Finch Group, специализирующейся на недвижимости, подсчитали, во сколько обошлись 10 самых дорогих строительных проектов в мире.
10. Тоннель под Ла-Маншем (он же Евротоннель)
Стоимость - 22,4 миллиарда долларов.
Этот тоннель тянется на 50 450 метров, соединяя Великобританию с Францией. Причем 39 километров тоннеля проходит под водой, что является рекордом для подобных конструкций.
В ходе работ строители изъяли 8 миллионов кубометров породы. Французы смешали ее с водой и отправили обратно в море. А вот англичане создали из вынутой породы искусственный мыс Шекспира, на котором позднее устроили парк.
Стоимость строительства оказалась на 80% больше, чем предполагалось, из-за постоянно возрастающих требований безопасности и охраны окружающей среды. Проект стартовал в 1988 году и был завершен в 1994 году.
По мнению участников Американского общества инженеров-строителей Евротоннель является одним из семи чудес света современности.
9. Большой Бостонский тоннель
Стоимость - более 23 миллиардов долларов.
В конце 20-го века Бостон, как и большинство мировых мегаполисов, страдал от обилия машин. Весь город периодически стоял в пробках. Решением этой проблемы стало строительство Big Dig – «Большой траншеи» или, согласно официальному названию, Большого Бостонского тоннеля.
В строительстве 8-полосного тоннеля участвовало более 5000 человек. Любопытно, что при реализации столь масштабного проекта не было разрушено ни одного дома.
Проект был завершен в последний день 2007 года, на десять лет позже графика и обошелся на несколько миллионов долларов больше, чем ожидалось.
8. Международный аэропорт Кансай
Стоимость строительства - 29 миллиардов долларов.
Один из самых необычных аэропортов мира находится во втором по величине городе Японии, Осаке. Он базируется на искусственном острове, что делает его невосприимчивым к землетрясениям, которые в Японии не редкость. Трехкилометровый мост соединяет Кансай с городом.
Большая часть бюджета была потрачена на металлические опорные колонны и другие опорные элементы.
7. Высокоскоростная железная дорога в Калифорнии
Цена проекта - 33 миллиарда долларов.
Строительство высокоскоростной железной дороги в Калифорнии протяженностью около 837 километров началось в 2015 году и должно было быть завершено в 2020 году. Она должна была связать Лос-Анджелес с Сан-Франциско. Позднее бюджет возрос до 77 миллиардов долларов, а сроки строительства отодвинули еще на 13 лет, до 2033 года.
Однако в 2019 году губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом заявил, что отказывается от одного из самых дорогостоящих строительных проектов современности, и перенесет все внимание на строительство 275-километрового участка линии в Калифорнийской долине. В перспективе этот участок может войти в большее масштабный проект.
6. Международный деловой район Сонгдо
Обошелся в 40 миллиардов долларов.
Это «умный город», построенный с нуля на 600 гектарах намывного острова, в 65 км от Сеула. На данный момент он является крупнейшим успешным инвестиционным проектом частных инвесторов в недвижимость. 61% инвестиций от общего количества принадлежат американской компании Gale International, 30% - южнокорейской Posco и 9% - американской Morgan Stanley.
Новейшие технологии позволяют жителям Сонгдо проводить видеоконференции со своими соседями, в то время как датчики, расположенные в каждом здании и на улице, собирают информацию, чтобы регулировать уличное освещение, предупреждать власти о преступном поведении или сообщать пассажирам, когда следует следующий автобус.
Деловой район Сонгдо был создан для привлечения предпринимателей и туристов из близлежащего международного аэропорта Инчхон. Там планируется создать копии достопримечательностей из других городов, включая Центральный парк, с оленями и кроликами.
5. Дубайлэнд
Этот парк развлечений стоит более 76 миллиардов долларов.
Амбициозный проект для досуга, который, хотя и не завершен, является одним из самых дорогих строительных проектов в мире. Если уж Дубай решил, что ему нужен аттракцион, ориентированный на семьи, то за ценой он не постоит.
Ожидается, что Дубайлэнд откроют до конца 2020 года. Он станет крупнейшим и самым дорогим развлекательным заведением в мире с элементами дизайна, основанными на арабском фольклоре, а также тематическим парком Диснея и кинотеатром IMAX. Также на его территории будут копии самых знаменитых достопримечательностей мира, включая Тадж-Махал и Эйфелеву башню.
4. Экономический город короля Абдуллы
На постройку планируется выделить от 80 до 100 миллиардов долларов.
Этот город, который еще даже наполовину не завершен, будет немного больше, чем Вашингтон, округ Колумбия, и в нем будет проживать 2 миллиона человек. Находясь в часе езды от Мекки, он станет главной туристической достопримечательностью Саудовской Аравии, с виллами, огромным аэропортом, а также университетами и самым современным портом в регионе.
Город был задуман королем Абдаллой (ныне покойным) как основа для диверсификации экономики страны. Вместо нефти ЭГоКА должен был сделать ставку на развитие промышленности, транспорта и сферы услуг. На его территории площадью в 173 кв. км планировалось создать 1 миллион рабочих мест.
Однако пока что в чудо-город, в котором уже построено 90 км дорог, еще не прибыл крупный бизнес.
3. Нефтегазовое месторождение Кашаган
Разработка месторождения обошлась в 116 миллиардов долларов.
Над разработкой крупнейшего нефтяного месторождения Каспийского моря работает совместная операционная компания North Caspian Operating Company, в состав которой входят 7 компаний из разных стран.
Помимо создания искусственных островов для разработки месторождения, было много трудностей при строительстве, включая проблемы при бурении нефтяных месторождений под высоким давлением. Запасы нефти данного месторождения оцениваются в 1,5 – 10,5 млрд. тонн.
2. Международная космическая станция
Цена – 160 миллиардов долларов.
Этот проект международный не только по названию, но и по сути. Стоимость космической станции, которая в сегодняшних ценах составила бы 160 миллиардов долларов, была разделена между 14 странами.
Планируется, что МКС, построенная на Земле и собранная в космосе, в конечном итоге «уйдет на пенсию» в 2020 году, через 26 лет после создания. Как уйти космической станции? Врезавшись в океан. Это один из способов потопить миллиарды «вечнозеленых президентов».
1. Национальная система межштатных и оборонных автомагистралей
Общая стоимость проекта - 459 миллиардов долларов.
Строительство новых маршрутов и развитие старых для обслуживания системы автомагистралей между штатами США началось в 1956 году при президенте Дуайте Эйзенхауэре.
Несмотря на то, что система межштатных автомагистралей строилась со значительным отставанием от графика и превышением бюджет, она достигла того, для чего была предназначена. Была создана эффективная транспортная сеть, которая в случае чрезвычайной ситуации обеспечивала быструю переброску военных и гражданских в нужное место.
Самый дорогой строительный проект в России – «Сила Сибири»
Совместный строительный проект «Газпрома» и китайской нефтегазовой корпорации CNPC был создан для поставок российского газа с Чаяндинского месторождения Якутии в Приморский край и Китай.
Первоначально на «Силу Сибири» планировалось потратить 800 миллиардов рублей, но затем сумма проекта была пересмотрена в сторону повышения – до 1.1 триллиона рублей. Протяженность газопровода составила около 3000 км, а экспортная производительность - 38 млрд куб. метров в год.
Работы по прокладке газопровода велись в суровых условиях, ведь его путь пролегает по областям вечной мерзлоты, сейсмоактивным, горным и заболоченным территориям. А абсолютный температурный минимум на территории, где проходит «Сила Сибири» составляет минус 62 градуса в Республике Саха (Якутия).