У каждого из нас свои воспоминания о школе. Но есть между ними одно общее. Нас учили люди. А вот у будущих поколений в роли учителя может выступать искусственный интеллект (ИИ).
И это не просто мои «фантазии на тему». О перспективах использования ИИ в школах и вузах пишут Forbes, Международный университет Шиллера, Народный университет (Сан-Франциско) и др. А в 2022 году организация ЮНЕСКО подготовила документ «Технологии искусственного интеллекта в образовании: перспективы и последствия».
В данной статье мы рассмотрим преимущества и риски внедрения искусственного интеллекта в образование.
Топ-7 преимуществ ИИ-обучения
7. Проработка «проблемных мест» в обучении
Искусственный интеллект, благодаря своей способности к адаптации и персонализации контента, обеспечивает ученикам проработку сложных аспектов обучения.
К примеру, в случае, когда студент регулярно сталкивается с одной и той же ошибкой во время подготовки к экзаменам, ИИ-программа будет наращивать количество заданий, связанных с этой проблемой. До тех пор, пока студент не осознает и не исправит свои промахи.
6. Улучшение качества обучения
Искусственный интеллект может создавать персонализированные образовательные программы, которые будут учитывать индивидуальные потребности и способности каждого ученика. Это поможет улучшить качество обучения и сделать его более доступным для всех слоев населения.
ИИ может анализировать данные об успеваемости учеников, чтобы определить, какие методы обучения работают лучше всего. Это позволит учителям быстрее и эффективнее корректировать свои методы преподавания.
5. Равный подход к каждому ученику
Искусственный интеллект не имеет любимчиков. Он не будет кричать на ученика из-за плохого настроения или самочувствия, всегда готов к уроку и поставит объективную оценку.
Уже сейчас ИИ используется для создания виртуальных ассистентов учителей. Например, ИИ Jill Watson Assistant из Технологического института Джорджии может отвечать на вопросы студентов на курсе «Введение в биологию».
Да зачем ходить за океан: в России руководитель направления цифровых продуктов образовательной экосистемы «Самолётум» Андрей Комиссаров разрабатывает ИИ-тьютора. С его помощью учитель сможет давать домашние задания с разной степенью сложности, подстроенные под уровень конкретного ученика.
Система будет вести с ребенком беседу в аудио-формате, побуждая его мыслить и находить ответы самостоятельно. А также оценит выполнение домашнего задания с помощью модуля «Экзаменатор», и даст ученику обратную связь.
В будущем виртуальные учителя могут быть использованы для обучения детей, которые не имеют доступа педагогам-людям.
4. Развитие онлайн-образования
С помощью ИИ можно создавать более эффективные онлайн-курсы и платформы для дистанционного обучения. Это может помочь студентам получить качественное образование, не выходя из дома.
Не секрет, что современные юноши и девушки обожают гаджеты, включая смартфоны и планшеты. Приложения, основанные на искусственном интеллекте, преобразовывают образовательный процесс, делая его гораздо более интересным и помогая учителям легче привлекать внимание студентов как в классе, так и вне его.
3. Упрощение административных задач
ИИ может помочь учителям в выполнении административных задач, оставляя им больше времени, чтобы сосредоточиться на подготовке к урокам и, собственно, преподавании. Самый простой пример - ускорение такой важной, но нудной задачи, как выставление оценок на экзаменах.
2. Совместная работа учителя и ИИ
Одному учителю сложно обеспечить одинаковый уровень заботы и внимания каждому ученику в классе. Однако вместе с искусственным интеллектом учителя смогут гораздо эффективнее удовлетворять потребности отдельных учащихся.
1. Услуги по переводу и адаптации учебного контента в режиме реального времени
В одном классе могут быть ученики, которые говорят на разных языках. Это особенно актуально для России, где в классах много детей мигрантов.
ИИ помогает преодолеть разрыв между этими учащимися, предлагая программы и программное обеспечение, такие как Presentation Translator, которые могут переводить презентации или материалы курса. Это делает обучение более доступным для большего числа учащихся. В том числе для людей с нарушениями слуха или зрения.
Потенциальные риски использования ИИ в образовательном процессе
Вопросы, вызываемые применением искусственного интеллекта, охватывают широкий спектр проблем, от риска утраты работы до опасений, связанных с использованием ИИ в военных целях.
Сэм Альтман, создатель ChatGPT, недавно был приглашён в Конгресс США для отчёта о стремительном прогрессе в сфере ИИ-технологий. В ответ на возрастающую тревогу в обществе, Альтман призвал к разработке новых законодательных инициатив, которые позволят правовой системе не отставать от технологического прогресса.
Обеспокоенность негативным влиянием искусственного интеллекта, особенно в сфере образования, набирает обороты. Власти образовательных учреждений Нью-Йорка уже приняли меры, ограничив использование ИИ-технологий, таких как ChatGPT. Это, теоретически, предотвратит обман со стороны студентов.
Явление «вкалывают роботы, счастлив человек» не уникально для одного города и даже для страны. Вспомним историю студента РГГУ Александра Ждана, который ускорил процесс написания диплома с помощью ChatGPT.
«Диплом мне не нужен, работаю по специальности и без него», - заявил Александр. Но представьте себе специалиста, которому сдавать курсовые, экзамены и диплом помогала нейросеть, а сам он, мягко говоря, «не шарит» в выбранной профессии. Хотели бы попасть к нему на прием?
Однако политика полного запрета ИИ в образовании – тоже не лучший выход. Большинство ведущих компаний и организаций планируют интегрировать искусственный интеллект в свои процессы и ищут специалистов с умениями эффективно использовать ИИ. В этом контексте, запрет на искусственный интеллект в образовательных учреждениях может способствовать увеличению цифрового разрыва, усиливая социальное и профессиональное неравенство.
Так или иначе, нужно искать золотую середину, чтобы безопасно включить ИИ-технологии в то, как и чему учить детей.