Каждый велолюбитель знает, как важно после долгой зимы подготовить железного коня к летнему сезону. Однако далеко не всем известно, что влажной тряпки и смазки для этого недостаточно. Здесь требуются сноровка, тщательный подход и немного хитрости.
О том, как вернуть велосипед в форму без обращения к профессионалам, рассказывает эксперт бренда Thule Егор Беркут:
«Прежде чем приступить к спасательной операции, запомните или сфотографируйте расположение и крепление всех деталей, на случай если их придется снимать. Хотя этот совет кажется очевидным, многие им пренебрегают и в итоге оказываются в окружении «лишних» запчастей. А после внимательного изучения велосипеда можно смело начинать работу.»
Смыть все лишнее
Слой пыли и засохшей смазки, скопившийся на велосипеде за время простоя, как минимум не презентабелен. Кроме того, за ним можно не заметить трещинок, потертостей и других проблем, которые порой оказываются серьезнее, чем кажется. Поэтому в первую очередь велосипед нужно помыть.
При этом мойка высокого давления не подойдет: существует вероятность, что под напором воды грязь поцарапает краску, а сильная струя приведет к деформации мелких деталей. Лучше использовать садовый шланг или обычное ведро с теплой водой и губку. В любом случае, старайтесь избегать попадания жидкости в каретку и втулки, чтобы не вымыть из них смазку.
Обработать цепь
Для начала проверьте состояние цепи: не удлинилась ли она со временем, нет ли выбитых или сильно сточенных зубьев. Если подобные проблемы обнаружатся, велосипед ждет встреча с мастером, а цепь, скорее всего, – замена. Если же все в порядке, обработайте цепь щеткой (старая зубная тоже подойдет) и обезжиривателем. Подождите, пока средство подействует и высохнет. После этого можно наносить смазку, и желательно на внутреннюю сторону для большей эффективности. Вместо обычной машинной смазки лучше взять специальную, на основе силикона – она хорошо отталкивает пыль и грязь.
Не забыть про кассету и звезды
Кассета и звезды также нуждаются в чистке. Более того, в случае обнаружения неисправности цепи, не стоит сразу идти в магазин за новой. Звенья цепи изнашиваются в паре с зубьями кассеты, а значит и менять их нужно вместе, иначе цепь может не «сесть» на кассету. То же самое касается звезд: они обычно служат дольше, но проверить симметричность зубьев не помешает.
Выставить спицы
Отличный способ проверить правильность фиксации спиц – перебрать их, как струны гитары. Все спицы должны издавать одинаковый звук, громкий и чистый. Если слышны слишком низкие частоты, спицу нужно подтянуть; если слишком высокие – ослабить. И следите за тем, чтобы колесо не принимало форму «восьмерки», появляющуюся при неравномерном натяжении спиц.
Проверить покрышки
Раз уж дело дошло до колес, сразу оцените состояние покрышек. Если обнаружится сеть мелких трещинок, покрышки есть смысл заменить, потому что они все равно не смогут держать давление. Кстати, о давлении. Колеса скорее всего придется подкачать. Однако сначала можно все же проверить давление с помощью велонасоса с манометром или автомобильного компрессора. Впрочем, и без инструментов вполне можно обойтись. Просто сядьте на велосипед и посмотрите, как сильно проседают покрышки: если меньше чем на 1 сантиметр, можно кататься, если больше – нужно подкачать.
Размягчить резину
За зиму резина наверняка задубела, поэтому финальный штрих в работе с колесами – возвращение мягкости шинам. Справиться с этой задачей поможет обычный лимон. Нужно взять половинку, обернуть его тряпкой, выдавить сок и намокшей тканью протереть покрышки. Данный трюк позволит повысить уровень сцепления шин с дорогой.
Позаботиться о безопасности
Отдельный пункт подготовки велосипеда к новому сезону – осмотр тормозов. С механическими все довольно просто: любые повреждения находятся на виду. Главное – проверить, чтобы тормоза не клинило, ведь скорее всего тросики просядут за зиму и, поэтому их надо будет подтянуть. С гидравликой дела обстоят несколько сложнее. Утечка тормозной жидкости нередко приводит к возникновению проблем с торможением. Так что, рекомендуем внимательно осмотреть колодки и диск. Помимо этого, в механизм мог попасть воздух, а тормозная жидкость, особенно при хранении велосипеда в сыром помещении, могла впитать влагу. Чтобы выявить неполадки, понажимайте тормозные ручки и посмотрите на «реакцию» тормозов. Если проблемы все же будут выявлены, решить их поможет прокачка системы.
Осмотреть всю систему
Важными частями тормозной системы являются тросики и колодки. Тросики должны быть хорошо натянуты, не искажены разрывами и ржавчиной. Также стоит дополнительно нанести на них жидкую смазку, чтобы тормоза и переключатели работали четче. Что касается колодок, на дисковых тормозах их толщина должна быть больше 1 миллиметра, а на ободных показателем износа является стирание бороздок. В случае обнаружения подобных дефектов, выход один – замена.
Подготовить сиденье
Настало время позаботиться о комфорте. Если у вас кожаное сиденье, оно, как и резина на шинах, за зиму, вероятно, затвердело. Вернуть седлу прежнюю мягкость можно, намазав его специальным средством по уходу за кожей. Только не переборщите, иначе материал несколько потеряет износостойкость.
Затянуть все винтики
Для проведения решающего теста приподнимите велосипед и пошатайте его из стороны в сторону. При этом детали не должны болтаться и издавать какие-либо посторонние звуки. Обычно подобные нарушения свидетельствуют о том, что необходимо затянуть съехавшие болты. В зоне риска находятся руль, рулевая колонка, переключатели скоростей и тормозов, а также зажим седла и подседельного штыря. Однако проблема может возникнуть и с другими частями велосипеда.
Наконец, хотелось бы напомнить, что любую проблему проще предупредить, чем решить. Поэтому, закрывая сезон, постарайтесь обеспечить свой велосипед всем необходимым для комфортной зимовки. В теплом сухом помещении, оберегаемый защитным чехлом, он будет чувствовать себя гораздо лучше и с началом лета доставит намного меньше хлопот.