РейтингиКрасота и здоровье10 самых известных психологических экспериментов в истории

10 самых известных психологических экспериментов в истории

Почему люди делают то, что делают? Можно ли намеренно внушить человеку различные чувства? На протяжении многих лет психологи изучали эти и другие вопросы, проводя эксперименты.

И хотя некоторые из этих исследований не могут быть повторены сегодня из-за нарушения этических границ, это не умаляет значения их выводов. Представляем вам топ-10 самых известных психологических экспериментов в истории.

10. Эксперименты с «собакой Павлова», 1904 год

fw0e0dvpВряд ли найдется в России человек, который хотя бы краем уха не слышал об экспериментах ученого Ивана Павлова. Одни считают их садистскими, другие делают упор на то, что открытие условных и безусловных рефлексов продвинуло вперед и физиологию, и психологию.

Мы же не будем давать эмоциональную оценку деятельности ученого и расскажем о сути его экспериментов.

  • Через отверстие (фистулу) в желудочно-кишечном тракте животного наружу выводили желудочный сок, собирали в емкость и оценивали его количество.
  • Подавался световой сигнал и одновременно собаке предлагался корм. В это время у нее выделялась слюна, а через фистулу поступал желудочный сок.
  • Через некоторое время сигнал подавали как раньше, а вот корм при этом уже не давали. Но у собаки все равно выделялись слюна и желудочный сок. Это и было условным рефлексом на раздражитель, поступающий извне.

Выводы: эксперименты Павлова позволили установить тесную взаимосвязь между психическими и физиологическими процессами, протекающими в организме живых существ, в том числе и человека.

9. Эксперимент «Маленький Альберт», 1920 год

Для эксперимента, проведенного доктором Джон Б. Уотсоном, был выбран девятимесячный малыш из приюта, получивший имя «Альберт Б». Он играл с белыми пушистыми предметами (мотком пряжи, белым кроликом, ручной белой крысой и т.д.), и сначала проявлял радость и привязанность к своим игрушкам.

Со временем, когда Альберт играл с этими предметами, доктор Уотсон издавал громкий шум за спиной ребенка, чтобы напугать его. После многочисленных испытаний Альберт начал бояться одного вида белых пушистых предметов.

Выводы исследования: человек может быть «запрограммирован» на страх или удовольствие от чего-либо.

8. Эксперимент по изучению конформизма, 1951 год

ecuabcboЧто вы делаете, если знаете, что правы, но остальная часть группы не согласна с вами? Подчинитесь ли вы групповому давлению или будете отстаивать свою точку зрения? Именно на эти вопросы и решил ответить психолог Соломон Аш.

В ходе своего эксперимента Аш отобрал 50 студентов для участия в «тесте на зрение». Каждого из них помещали в свою группу, показывали 18 пар карточек с вертикальными линиями и просили определить, какая из трёх линий на второй карточке соответствует по длине линии, изображённой на первой карточке.

Однако участники эксперимента не знали, что в группе вместе с ними находятся актеры, которые иногда специально давали неверный ответ.

Оказалось, что в среднем за 12 испытаний почти треть участников эксперимента соглашалась с неверным ответом большинства, и только 25 процентов испытуемых никогда не соглашались с неправильным ответом.

В контрольной группе, в которой участвовали только участники эксперимента, а не актеры, неправильных ответов было менее 1%.

Эксперимент Аша показал, что большинство людей будет подчиняться мнению группы, из-за убеждения, что группа лучше информирована, чем сам человек.

7. Эксперимент Милгрэма, 1963 год

mud0mrjtПрофессор Йельского университета Стэнли Милгрэм хотел проверить, будут ли люди подчиняться командам, даже когда это противоречит их совести.

Участниками исследования стали 40 мужчин в возрасте от 20 до 50 лет. Они были разделены на две группы - учащихся и преподавателей. При этом нанятые Милгрэмом актеры всегда выбирались в качестве учеников, а ничего не подозревающие испытуемые всегда были учителями.

  • Ученик был привязан к стулу с электродами в одной комнате, а экспериментатор и учитель находились в другой.
  • Заявлялось, что ученик должен был запомнить пары слов из длинного списка, а учитель – проверять его память, и в случае неправильного ответа подавать на кресло ток.
  • Учитель полагал, что удары током варьировались от легких до самых опасных для жизни. На самом деле ученик, который умышленно делал ошибки, не получал электрических разрядов.

Когда ученик ошибался уже много раз, и учителя знали о якобы причиняемой ими сильной боли, некоторые отказались продолжать эксперимент. Однако после словесных уговоров экспериментатора 65% учителей возвращались к «работе».

Из исследования Милгрэма возникла теория, которая предполагает, что люди позволяют другим руководить своими действиями, потому что считают, что авторитетная фигура более квалифицирована и возьмет на себя ответственность за результат.

6. Эксперимент с куклой Бобо, 1965 год

eig5va2jИспользуя куклу Бобо, которая представляет собой игрушку в форме кегли для боулинга в натуральную величину, профессор Стэнфордского университета Альберт Бандура и его команда проверили, копируют ли дети агрессивное поведение взрослых.

Бандура и два его коллеги отобрали 36 мальчиков и 36 девочек в возрасте от 3 до 6 лет и разделили их на три группы по 24 человека.

  1. Одна группа наблюдала, как взрослые ведут себя агрессивно по отношению к кукле Бобо (бьют ее молотком, бросают в воздух, и т.д.)
  2. Другой группе показали взрослого, играющего с куклой Бобо в неагрессивной манере.
  3. А последней группе вообще не показали модель поведения, только куклу Бобо.

После каждого сеанса детей забирали в комнату с игрушками и изучали, как менялись их игровые модели. Экспериментаторы заметили, что дети, которые наблюдали за агрессивными взрослыми, старались в играх подражать их действиям.

Результаты исследования показывают, как дети учатся поведению, наблюдая за другими людьми.

5. Нога в двери, 1966 год

kt43nvgrТак называлась серия экспериментов, проведенных в Стэнфордском университете Джонатаном Фридманом и С. Фрейзером. В них участвовали две группы домохозяек, отобранных случайным образом.

  • Каждую домохозяйку из первой группы в ходе телефонного разговора просили ответить на несколько вопросов об использовании моющих средств (небольшая просьба). Через три дня тех, кто согласился ответить на вопросы, попросили о большой уступке: разрешить группе мужчин войти в их дом и провести инвентаризацию принадлежащих им предметов домашнего обихода.
  • Вторая группа женщин сразу получила большую просьбу без предшествующего небольшого опроса.
  • Более половины испытуемых из первой группы, согласившихся ответить на мелкую просьбу согласились и с «большей просьбой». А вот из второй группы согласие на большую просьбу дали менее 25 %.

Эксперимент «нога в дверь» продемонстрировал, что маленькая уступка, сделанная человеком, повышает шанс на то, что он согласится на выполнение дальнейших просьб.

4. Эксперимент по выученной беспомощности, 1967 год

r3i43shuОдин из самых знаменитых психологических экспериментов всех времен был проведен американским психологом Мартином Селигманом. Подопытными выступали собаки, которых разделили на три группы.

  1. Собаки из первой группы получали легкие удары электрическим током, но могли прекратить его воздействие, нажимая носом на панель.
  2. Собаки из второй группы тоже получали удар током, но его воздействие прекращалось лишь тогда, когда на панель нажимала собака из первой группы.
  3. Собаки в третьей группе не получали ударов электротоком.

Затем собак из всех трех групп поместили в ящики с низкими перегородками. Перепрыгнув их, животные могли легко избавиться от электрошока. Собаки из первой и третьей группы так и поступали. Однако собаки из второй группы просто ложились на пол и скулили.

Эксперимент показал, что некоторые субъекты не будут пытаться выбраться из негативной ситуации, потому что прошлый опыт заставил их поверить, что они беспомощны.

3. Эффект постороннего (он же эффект свидетеля), 1968 год

5yvp5ovqИдея этого эксперимента уходит корнями в дело об изнасиловании и убийстве Китти Дженовезе, которое произошло в 1964 году в Нью-Йорке. За преступлением наблюдали 38 человек, но ни один из них не вмешался.

Исследователи Джон Дарли и Биб Латане провели 3 эксперимента, в которых испытуемые действовали либо одни, либо с группой людей. Перед ними разыгрывалась чрезвычайная ситуация (например, падение пожилой женщины), а психологи смотрели, придут ли участники эксперимента на помощь или нет.

Оказалось, что чем больше информации (имя пострадавшего, почему он оказался в беде и т.д.) получает «свидетель», тем выше вероятность того, что он придет на помощь. Кроме того, люди могут чувствовать меньшую ответственность за вмешательство, когда вокруг много других людей. И если никто больше не реагирует или не предпринимает действий для помощи пострадавшему, ситуация не воспринимается как чрезвычайная.

2. Стэнфордский тюремный эксперимент, 1971 год

f2cuffvvСтэнфордский профессор Филипп Зимбардо выбрал для этого всемирно известного психологического эксперимента 24 студента, которые были назначены либо заключенными, либо охранниками.

  • Заключенные содержались в импровизированной тюрьме, оборудованной в подвале факультета психологии Стэнфорда.
  • Охранники «работали» восьмичасовую смену, имели деревянные дубинки и униформу.

И охранники, и заключенные довольно быстро приспособились к своим ролям; но эксперимент пришлось прервать через 6 дней, потому что он стал слишком опасным. Каждый третий «охранник» начал демонстрировать садистские наклонности, а люди, выполнявшие роль заключенных, были морально подавлены.

«Мы поняли, как простых людей можно легко превратить из доброго доктора Джекилла в злого мистера Хайда», - написал Зимбардо.

Что показал эксперимент: поведение людей будет полностью соответствовать навязанным им социальным ролям.

1. Эксперимент на Facebook, 2012 год

snhloyv3Не все из самых известных психологических экспериментов – детища прошлого века. Некоторые из них проводились совсем недавно и, возможно, вы участвовали в одном из них. Пример – эксперимент, проведенный в социальной сети Facebook в 2012 году.

Около 700 000 пользователей Facebook незаметно для себя участвовали в психологических тестах, чтобы исследователи увидели влияние эмоционально окрашенных постов на «лайки» и «статусы», которые они опубликовали.

Детали эксперимента были раскрыты в научной статье, и оказалось, что соцсеть на протяжении недели показывала сотням тысяч пользователей только негативные или только позитивные новости в ленте.

Чем полезно исследование: оказалось, что пользователи социальных сетей подвержены «эмоциональному заражению», из-за которого они имитируют эмоциональный отклик других людей.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Выбор редакции

Лучшие рейтинги
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x