Не только российская система образования с трудом перестраивается под «ковидные» реалии. Сходные трудности испытывают университеты по всему миру. Недавно Международная ассоциация президентов университетов провела опрос ректоров, чтобы выяснить, как глобальная пандемия повлияла на учебный процесс.
Неудивительно, что только 37% от опрошенных сообщили, что их университеты функционируют на все 100%. А мы собрали 10 главных проблем дистанционного обучения, с которыми приходится сталкиваться как преподавателям, так и студентам в разных странах.
10. Психическое здоровье студентов и преподавателей
Начинается список трудностей с психологических проблем – ими озабочены 40% от опрошенных глав учебных заведений. Высокий уровень стресса из-за изоляции отрицательно влияет как на когнитивные способности, так и на физические функции. Бессонница, тревожность, повышенная агрессивность – и все эти состояния, конечно, мешают учиться.
9. Сокращение числа студентов
Ректоры начинают беспокоиться, что в их учебные заведения постепенно зарастает народная тропа. А чем меньше студентов, тем меньше престиж образовательного учреждения, тем меньше грантов оно получает, не говоря уже о плате за обучение.
Особенно эта глобальная проблема дистанционного обучения волнует преподавателей из Соединенных Штатов, в университетах которых традиционно была высокая доля иностранных студентов. А сейчас границы на замке, поток иностранцев иссяк, и перед университетами остро встала проблема – как бы привлечь к себе побольше народу или хотя бы сохранить уже имеющихся. Этой проблемой озабочены 44% от опрошенных.
8. Финансовая поддержка студентов
Сюда входят не только финансовые пособия, но и обеспечение студентов необходимым оборудованием, а также технологиями для продолжения занятий. Некоторые студенты происходят из малообеспеченных семей, у которых нет даже выхода в интернет.
Эта проблема решается по-разному – одни проводят за собственный счет интернет, другие договариваются с почтовыми отделениями и высылают и принимают задания по почте. Еще часть ректоров значительно сократила или вовсе отменила плату за проживание в общежитиях при университетах. В целом как поддержать студентов думают 45% от опрошенных преподавателей.
7. Поддержание инклюзивности образования
Инклюзивное образование – это когда каждый человек, невзирая на свое финансовое и социальное положение, а также физические особенности, имеет доступ к образованию.
Коронавирусная пандемия нанесла удар по самым незащищенным слоям населения, поэтому студентам с хроническими болезнями, из низших социальных слоев, обладающим ограниченными средствами стало сложнее или вовсе невозможно учиться. Частично эта проблема решается за счет пособий, частично – за счет перехода на дистанционное обучение. Озабочены ей 49% от опрошенных.
6. Вовлеченность студентов в образовательный процесс
Одна из самых главных проблем дистанционного обучения, с которой столкнулись университеты по всему миру – это падение интереса студентов к учебе (волнует она 51% ректоров). Причин множество.
- Например, преподаватели с удивлением обнаружили, что их способность «держать» зал во время лекции уже не так хорошо работает при дистанционном обучении.
- А студенты поняли, что их навыков самостоятельной работы недостаточно для эффективного обучения.
- Мотивированные студенты как хорошо учились, так и продолжают это делать, а вот охотники за «корочками» начали испытывать трудности.
5. Поддержание качества обучения на том же уровне
Многие программы обучения берут начало еще в XIX веке и явно рассчитаны на очный контакт преподаватель-студент. Разумеется, резкий переход на дистанционное обучение – совершенно другую форму преподавания – сильно повлиял на качество получаемых знаний.
Поэтому многие главы вузов (53%) озабочены разработкой и составлением новых академических программ, которые бы могли повысить эффективность обучения.
4. Технологии для дистанционного обучения
Образование надо как-то доставить на дом студенту: это значит, что и у преподавателя, и у ученика дома должен быть компьютер (желательно еще и принтер), доступ в интернет, а также особые программы, при помощи которых можно было бы чертить графики, обмениваться сообщениями и текстами, вести дневник и так далее.
С преподавательской стороны должна была быть какая-то система учета, единая для всего коллектива. В первой половине 2020 года преподаватели и студенты были в основном вынуждены обходиться подручными средствами – уроки проводились через Skype, ZOOM и так далее. Но возможностей этих программ явно недостаточно для качественного обучения. Разработкой новых способов донесения знаний до студентов заняты 54% ректоров.
3. Финансовая стабильность
Одна из самых часто встречающихся в жизни руководителя вуза проблем – общее падение заработков (этим озабочены 57% от опрошенных). Пандемия COVID-19 подкосила всех, и образовательные учреждения, которые во многих странах не находятся на государственном довольстве, а вынуждены обходиться своими силами, ощутили это очень остро.
- Снижение числа студентов (см. девятый пункт рейтинга) приводит к снижению денег, внесенных в качестве платы за обучение.
- Бизнесмены потуже затянули пояса – и тем самым количество общих программ между университетами и промышленными и бизнес-предприятиями сократилось.
- Уменьшилось и число инвестиций в образование – благотворители тоже не спешат расставаться с деньгами.
- Наконец, сократился сбор средств, и больше университеты не могут полагаться на массовые мероприятия, призванные поднять популярность организации и привлечь в нее больше средств.
В результате вырисовывается довольно удручающая картина – по мнению одного из экспертов Международной ассоциации президентов университетов, многие образовательные учреждения по всему миру опасно близки к разорению.
Сами преподаватели говорят, что они пока что временно скорректировали свою финансовую стратегию с учетом текущих реалий (этим занялись 47% от опрошенных), а также провели реструктуризацию своей образовательной системы (перевод: сократили число грантов, замедлили продвижение по ученым степеням и уволили всех временных работников).
Государственные учреждения раскачивались медленнее: только 44% из них прошли через изменение своей финансовой стратегии по сравнению с 51% «частников».
Бороться с финансовыми трудностями одни ректоры пытаются с помощью резервных фондов своих организаций, сокращая число временных сотрудников и заставляя часть из них досрочно выйти на пенсию. Другие подумывают о том, чтобы начать объединяться и вместе нести финансовое бремя, в том числе совершая коллективные закупки оборудования и технологий.
2. Обучение преподавательского состава методам дистанционного обучения
Мало иметь продвинутые технологии, необходимо еще и умение с ними работать. Многие преподаватели (особенно из старшей возрастной группы) испытывают затруднения при дистанционном обучении.
Помимо чисто технических проблем, еще необходимо как-то унифицировать образовательный процесс, а также решить ряд вопросов этического и организационного характера.
Например, можно ли в процессе обучения пить кофе? А есть бутерброды? Какая должна быть форма одежды? Как во время семинаров организовать процесс обсуждения, чтобы могли высказаться все? А если проблемы с интернетом у преподавателя – что тогда делать?
Пока что эти и многие другие вопросы решаются интуитивно, но 58% ректоров готовят для своих преподавателей специальные программы.
1. Проблемы с успеваемостью у студентов
К чести университетов, основным приоритетом у них все-таки являются успехи студентов – этим озабочены были 68% ректоров по всему миру. И не то, чтобы студенты категорически не желают учиться, просто образовательные учреждения не были готовы к ситуации пандемии.
Плюс первоначально большая часть учебных заведений предпочла сосредоточиться на сугубо материальных проблемах и финансовых вопросах, связанных с коронавирусными ограничениями. А вот переработка стандартов обучения или даже реструктуризация были задвинуты на другой план.