Мало найдется взрослых или детей, которые не любят смотреть мультфильмы. Сейчас их несчетное количество: от милых и очень смешных до грустных и философских, от рисованных и «пластилиновых» до выполненных с помощью компьютерной или песочной анимации. Но каким был самый первый мультфильм в мире? И кто его создал?

Первый кукольный фильм

Фото 0bmcr1bu в рубрике «Самое cамое »Самый старый мультфильм с участием кукол был снят в 1898 году Джеймсом Стюартом Блэктоном и Альбертом Смитом. Он называется «Цирк лилипутов». Игрушки в нем были деревянными.

Отец европейской мультипликации

Фото ee3q2n2s в рубрике «Самое cамое »Первый европейский мультфильм под названием «Фантасмагория» был создан во Франции в 1908 году, художником-карикатуристом Эмилем Колем. В 1908 году он присоединился к кинокомпании Gaumont как фотограф и сценарист, но затем перешел к созданию анимационных фильмов. Коль сделал много фильмов (более 250), используя рисунки, вырезки и кукол.

Самый первый мультфильм в истории Европы, — еще и первый полностью анимационный фильм в истории мультипликации. «Фантасмагория» — это французское слово, которое означает «постоянно изменяющаяся сложная последовательность увиденного или изображаемого». Коль работал над этим мультфильмом в течение примерно 5 месяцев. Он нарисовал каждый кадр на бумаге, которую затем перевел на негативную пленку. Для этого мультфильма, который занимает около минуты и 20 секунд, художник должен был сделать около 700 набросков, которые позже фотографировал.

Характерная черта «Фантасмагории» — ее персонажи нарисованы белыми линиями, а двигаются на черном фоне.

Каждый рисунок лишь немного отличается от предыдущего. В процессе создания мультфильма автор позволил себе некоторую спонтанность с изображениями — именно поэтому «Фантасмагория» имеет стиль а-ля «поток сознания».

Сюжет «Фантасмагории»

Фильм не имеет никакой реальной истории или структуры. В первой сцене рука рисует маленького клоуна Фантоша, висящего на турнике.

– Он падает и вместо него появляется толстый Фантош в шляпе, который снимает шляпу, теряет парик и усаживается на место в кинотеатре.

– Перед ним садится женщина в большой шляпе, из-за которой Фантош не видит, что творится на экране.

– Он снимает перья со шляпы, и пугается внезапно появляющегося паучка.

– Теперь экран видно лучше, но под шляпой у дамы огромная прическа, и Фантошу приходится сжечь ее.

– Голова дамы взрывается, и из неё появляется Фантош.

– Затем он попадает в коробку, на которую сверху бросают гири, однако Фантош с легкостью открывает ее, сбросив гири на землю.

– С помощью удочки он ловит прохожего, который превращается в какую-то жидкость.

– Затем появляется огромный мушкетер, и Фантош сжигает его свечей.

– Прогуливаясь по городу клоун теряет голову, та прыгает, словно мячик и ее ловит прохожий.

– Он превращается в бутылку, а Фантош оказывается внутри этой бутылки.

– После этого бутылка превращается в цветок, потом в слоновий хобот.

– Заметив полицейского, слон становится домом, в который забегает Фантош, а полицейский запирает дверь снаружи.

– Фантош решает выпрыгнуть из окна и «разбивается». Тут появляются руки аниматора, «чинят» клоуна, тот надувается и, сев на лошадь, исчезает.

Первый мультфильм в США

В 1906 году Джеймс Стюарт Блэктон, один из основателей студии Vitagraph Company of America, представил публике мультфильм «Смешные лица». Это была серия незатейливых рисунков, на которых были изображены забавные рожицы.

Первым американским мультипликационным персонажем, появившемся в короткометражном мультфильме, был полковник Хейза Лиар. Он дебютировал в 1913 году в мультфильме от студии JR Bray под названием «Полковник Хейза Лиар в Африке».

Первый объемный мультфильм

Первый мультипликационный фильм в мире, в котором зрителям был виден объем, создал российский режиссер и оператор Владислав Старевич в 1912 году. Он назывался «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами».

Мультфильм был снят методом покадровой съемки, а его главными героями являлись настоящие живые насекомые из энтомологической коллекции Старевича.

Сюжет мультфильма повествовал о любви Люканиды, повелительницы жуков-рогачей, и графа Героса, представителя племени жуков-усачей.

Лента пользовалась бешеным успехом у зрителей. Хорошо зная повадки насекомых и используя метод покадровой съемки Старевич добился натуральной пластики «актеров» в своей картине.